сейчас:
29 Марта 2024
07:33
В Анжеро-Судженске показали спектакль «Анна Каренина»

20.09.2017

Прочтений: 690 Просмотров: 10777

В Анжеро-Судженске показали спектакль «Анна Каренина»

18 сентября на сцене ДК «Центральный» очередная сборно-гастрольная труппа хорошо известного анжерцам антрепризного Московского независимого театра (МНТ) представила нашей публике спектакль по классическому и вновь очень популярному ныне во всём мире роману Льва Толстого «Анна Каренина».
Нынешняя театрально-драматическая версия страстной и по сути дела трагической «Анны Карениной», которую анжерцы, почти «сделавшие» аншлаг, увидели на своей главной сцене, вызывает особое уважение. Тем, что, несмотря на абсолютное отсутствие в этом актёрском ансамбле звёзд, и при наличии, видимо, только одного артиста, чьё лицо более-менее знакомо постсоветским телезрителям (В.Черненко), эта сборная московско-украинская труппа сотворила истинный шедевр! В этот раз, вопреки именам и портретам на афишах, не было ни Владимира Стеклова, обозначенного в качестве постановщика, ни плодовитого по сериальным ролям силовиков, олигархов и мафиозных лидеров харизматического Александра Тютина, ни молодой звезды «мыльного» и «транссексуального» сериала «Маргоша» Марии Берсенёвой.
Но без них на анжерской сцене блистали другие мастера, почти все до сих пор незнакомые нам актёры, ещё раз демонстрируя, как велик потенциал нашей русской драматической школы, как много ещё в наших театрах выдающихся талантов, редко попадающих на экраны кино и ТВ. Практически все актёры этой «каренинской» постановки играли очень достоверно, убедительно, захватывающе и увлекательно, приковывая зрительское внимание на протяжении всей постановки! Лучшие сцены отличались подлинным жизненным психологизмом, точно передающим все нюансы характеров персонажей и особенности обстоятельств великого – и, увы, вечно актуального, несмотря на отдалённое время действия (XIX век) - романа Толстого.
При этом надо заметить, что данная театральная сценическая версия сей книги, конечно, отличается своеобразием формы и трактовкой характеров и темпераментов отдельных персонажей, которых здесь всего восемь. Есть свои новые особенности и у главных героев. Актёры не пытаются копировать игру звёзд, видимо, и по сию пору самой гениальной в мире и самой  классической – советской - экранизации романа 1967 года с Самойловой, Лановым и Гриценко. В этой кинокартине, кстати, важного персонажа Константина Левина, отсутствующего ныне у МНТ, превосходно сыграл уроженец нашего Анжеро-Судженска и герой публикаций «РИО» Борис Голдаев (см. № 34 (1037) от 27.08.15). Кажется, что режиссёра Александра Зархи и всех исполнителей ролей того фильма будто бы «с того света» консультировал сам Лев Толстой лично. Настолько ювелирно – близко к первоисточнику - там всё выстроено и естественно воспринимается.
В созданной драматургически и по-режиссёрски в виде пьесы Богданом Чернявским при участии Владимира Стеклова версии наших нынешних гостей введён приём «рассказ в рассказе». Так же, как в лучшей, видимо, экранизации этого же романа последних лет - с Елизаветой Боярской. Только в  «боярском» фильме режиссёра Карена Шахназарова  роковой возлюбленный Анны Карениной Алексей Вронский  после её смерти оказывается на фронте русско-японской войны, а у Чернявского – едет «умирать» на более раннюю русско-турецкую.
Как и положено, центр всей пьесы – сама Анна. Молодая столичная актриса украинского происхождения и такая же, как и Татьяна Самойлова, красавица «слегка восточного – будто бы татарского» внешнего типа Юлия Ефименко в роли Карениной великолепна! Хочется назвать её игру даже гениальной, но, боюсь, что специалисты-искусствоведы будут более строги… Сам образ Анны-Юлии - тонкой и хрупкой молодой женщины соответствует  нежной и «хрустальной» душе героини, её мятежной поэтической натуре. Верная своим чувствам, она не выносит разрушительных контрастов безумного счастья и такого же горя, обожания и интригантской предательской травли ханжеско-лицемерного «высшего» - и порой такого низкого – «света», разлуки с любимым маленьким сыном, родами на грани смерти, страха потерять новую любовь. Надо обладать истинным талантом, чтобы чётко следуя, как правило, именно толстовскому тексту, играть так органично и жизненно!
Последняя моя фраза в разной степени может относиться и к оценке исполнения своих ролей иными артистами. Что интересно: у одного актёра фамилия по паспорту Князь (роль Стивы), а у другого тоже княжеская – Трубецкой (сразу три-четыре роли). Но не все исполнители сей труппы  - люди именно аристократической внешности, как мы её себе несколько стереотипно представляем. Но при этом, несмотря на то, что они в этом спектакле говорят на «элитарном» языке русского дворянства более чем полуторавековой давности,  игра всех этих актёров абсолютно лишена какой-либо фальши и манерной «театральности». Тот случай, когда в какой-то момент просто забываешь, что перед тобой актёры!
Можно, наверное, спорить об излишне комичной, поначалу, трактовке роли Стивы (Степана) Облонского, типаже актёра. Но в целом и он сыгран достаточно удачно. Прекрасны и Сергей Митрюшкин в роли Вронского, и опытный Виктор Черненко в роли его тёзки-соперника Каренина. Они тоже нашли новые ноты и краски в характерах своих героев. Особенно ярок Каренин-Черненко – остроумный и эмоциональный, вроде бы по-своему мудрый человек, это уже не высокомерно вальяжный и «ледяной» Гриценко. В этой постановке законный муж Анны - совсем не «бездушный чиновник-машина». И ему зритель тоже сострадает. Может быть он, зритель, после такого спектакля, вспомнит о ком-то уже не в искусстве, а в жизни, с кем нужно найти мудрый компромисс, забыв о гордыне и предрассудках… Понять и простить...
Г. Глинский («РИО»)
фото Э. Пискунова

все фотографии